Вас консультирует учитель-логопед Сорокина Наталья Викторовна |
![]() |
«Я ИГРАЮ БАРМАЛЕЯ!»
Развитие выразительной речи у детей с ОНР
«Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!»
Е. Щукина.
Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами - паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет его взаимопонимание с собеседником. Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!»
Е. Щукина.
Ребёнок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Что разбудит неокрепшую душу, повернет ее к добру, к свету, приобщит к музыке родной речи? На мой взгляд – это поэтическое слово: книги, стихи, театр и это самый короткий путь показать на что способен ребёнок, помочь ему реализовать скрытые способности, самоутвердиться.
У детей поэтическое слово развивает внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, повышает самооценку.
По данным исследований Р.Е.Левиной, Л.В.Лопатиной у детей дошкольного возраста с ОНР отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для детей с ОНР характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения; наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения логического ударения, ритмических структур, а также в выборе верного паузирования; некоторые изменения темпо-ритмической организации речи; нарушение голоса (недостаточная громкость, узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), также изменения тембра голоса. Все это негативно сказывается на общении с окружающими, препятствует полноценному формированию личности ребенка.
По данным исследований Р.Е.Левиной, Л.В.Лопатиной у детей дошкольного возраста с ОНР отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для детей с ОНР характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения; наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения логического ударения, ритмических структур, а также в выборе верного паузирования; некоторые изменения темпо-ритмической организации речи; нарушение голоса (недостаточная громкость, узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса, не выраженность модуляций), также изменения тембра голоса. Все это негативно сказывается на общении с окружающими, препятствует полноценному формированию личности ребенка.