Среда, 28.02.2024, 10:02
Приветствую Вас, Гость
               Вас консультирует
           учитель-логопед

  Съемщикова Лариса Аркадьевна

 Речевая готовность к школе


     Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи (устной и письменной) ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Нарушения чтения и письма часто являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации.  
     Важно помнить, что стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом.
     Чем лучше у него будет развита устная речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Для этого у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
     1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
     2. Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.
 На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
     3. Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.
Шести-семилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, кораблекрушение, экскурсовод и т. п.
     4. Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает.
     5. Ребенок должен уметь проводить фонематический анализ.
     Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие — звонкие, мягкостью или твердостью произнесения и др.) В таких случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза — коса», «бочка — почка», «бабочка — папочка» как одинаково звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме.
     6. Довольно часто после нескольких лет обучения ребенок устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки. Это происходит в связи с несформированностью функций языкового анализа и синтеза.
     Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом
     7. К началу школьного обучения ребенок уже умеет:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- подбирать синонимы и антонимы (например: храбрый – смелый – отваж-ный, легкий-тяжелый и пр.). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении
     Увеличивайте словарный запас ребенка: игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье. Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «какими словами можно описать лето, осень, зиму», «вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный-горячий».
     8. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т. п.).
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от су-ществительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
     Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова.
     9. Связная речь.
     Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Фактически детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний. Дети учатся владеть письменной речью как средством общения и способом изложения собственных мыслей.
     Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа. Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные, слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?», внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности;
- составлять рассказ по серии сюжетных картин, предварительно разложенных в правильном порядке (установление логических и причинно-следственных связей).
     Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
     10. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
     Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.