Среда, 29.11.2023, 14:05
Приветствую Вас, Гость
             Вас консультирует
               учитель-логопед

  Каленская Алина Владимировна

 

• Игры с мячом в коррекции речевых нарушений

• Игры для развития фонематического восприятия и подготовки ребенка к школе

• Веселые ладошки - кинезиологическое упражнение

• Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

• Бусоград или волшебные игры феи Бусинки

• Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

• «Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и  навыков словообразования  у  дошкольников» (консультация для воспитателей) 

• Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития дыхания»

 

Готовность ребенка дошкольного возраста

к обучению грамоте

     Овладение грамотой доступно 5-7 летнему ребенку, благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
     Дети с нарушениями речи и зрения  испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся, с несформировавшимся произношением, на первых порах обучения чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок.
    Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличается от письма детей с правильной речью.
    Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
    Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
    Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
  

    Примерные ошибки в написании слов:

МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
   Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов.
   Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.


   Детям  от 5 до 6 лет рекомендуется:

    Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами).
    Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
    Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме.

    Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
    Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.