Понедельник, 11.12.2023, 00:15
Приветствую Вас, Гость
          Вас консультирует
           учитель-логопед

  Березина Наталия Викторовна

 

Разгадываем ребусы: домашняя игротека

 

"Слышим и различаем звуки речи: картотека игровых упражнений для дошкольников"

 

"На зарядку с Язычком: картотека артикуляционных упражнений для дошкольников"

 

 

Как помочь ребёнку развить связную речь?

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

Родители - главные помощники логопеда

 

Консультация для родителей на тему:

"Игры для развития связной речи ребёнка"



 
 
 
Играем и развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка
 
Уважаемые родители!
     Вашему ребёнку шесть лет, скоро он пойдёт в первый класс. Слово "школа" почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, интересными уроками, шумными переменами, контрольными работами, домашними заданиями. И всем родителям хочется, чтобы ребёнок был готов к этой новой, порой трудной и ответственной жизни. Но не всегда мамы и папы задумываются о том, как важно развивать устную речь ребёнка, насколько ему необходимы активный богатый словарь и умение строить грамматически правильные высказывания!
     Словарный запас ребёнка играет значимую роль при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное - правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими словами.
     Для ребёнка старшего дошкольного возраста главным является то, что развивается его личность в целом, он начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит и рост словаря. Словарный запас в основном складывается к 6 - 7 годам. Дальше ребёнок будет "добирать" новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, слов, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр.
     При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребёнок неактивен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
    Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря, на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Выполняя интересные и увлекательные задания в игровой форме, Ваш ребёнок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные и т. д.
    По дороге домой. Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они. Например: "Вот девятиэтажный дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка".
    Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним. Например: "Это круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок".
    Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детёнышей животных, некоторых слов (почему цветок - подснежник, а гриб - подберёзовик).
    Скажи наоборот. Взрослый рассказывает ребёнку про мальчика, который делал всё наоборот. Мама его просит подойти - он отходит; мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама "Повернись ко мне" - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, что бы сделал этот мальчик, если бы его попросили: встать, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. д.
     Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать действия-«наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, поймать, чинить, спрашивать и пр.
    Закончи фразу. Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон ... (кислый); река широкая, а ручей ... (узкий).
    Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать - найти, зябнуть - мёрзнуть, шалить - баловаться.
    Продолжи цепочку. Взрослый называет одно, два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища - еда ... (корм, продукты); жилище - дом ... (квартира, здание).
    Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: "Кто и что бежит? Ползёт? Летит? Растёт? Плывёт?"; "Кто или что может быть тяжёлым? Лёгким? Крепким?" и т. д.
    При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание ребёнка на сосновые и еловые иголки, вспомните, что бывают иголки для шитья, что у ежа тоже есть иголки. Или попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса - длинная коса.
    Отгадай. Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит - кто? Льётся, журчит - что?
    Подбери слово. Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы).      Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (доплыла или переплыла)? Бабочка: к цветку (отлетела или подлетела); с ветки на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела)? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (выпрыгнула или запрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)? 
    Кто больше? Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. Например: бежит кто? .. (человек, зверь); что? ... (река, ручей, молоко, время).
    Загадывайте ребёнку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Просите ребёнка объяснить, как он догадался о ком (о чём) была загадка.
    Предлагайте ребёнку самому составлять загадки-описания по определённому плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в течение которого её носят.
    Из чего сделано? (с мячом) Взрослый, бросая мяч, спрашивает, например: "Сапоги из кожи какие?", а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: "Сапоги из кожи - кожаные".
    Чей хвост? Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: "У зайца чей хвост? - Заячий".
     Ребёнка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребёнка объяснить, что значат выражения "золотые руки", "тёплая встреча" и т. д.
    Перечисленные игры и упражнения помогут развить речь Вашего ребёнка, что позволит ему грамотно выражать свои мысли.
Желаем успехов!
 
                                 

 

 




Требования к качеству речи педагога ДОУ (консультация для воспитателей)